|
|
|
Цепная передача
Цепные передачи и цепные устройства широко применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным органом в них -
приводным, тяговым или грузовым - является цепь. Она приводится в движение звездочкой, являющейся неотъемлемым элементом
цепной передачи или устройства. Применяемые в машиностроении цепи по характеру выполняемой работы делятся на три основные
группы: Приводные, Тяговые и Грузовые.
Приводные Цепи имеют наибольшее распространение. Они передают движение от источника энергии к приемному органу машины,
работают как при малых, так и при больших скоростях (до 30-35 м/сек) и при различных расстояниях между осями (центрами)
звездочек. Одной цепью можно приводить в движение одновременно несколько валов. Приводные цепи делятся на три основных вида:
роликовые (однорядные и многорядные), втулочные (однорядные и многорядные) и зубчатые.
Роликовые однорядные цепи делятся на так называемые короткошаговые (тип ПР, ПРИ) с геометрической характеристикой по
зацеплению Л=t/Д<2 ,где t - шаг цепи, Д - диаметр ролика и длиннозвенные (тип ПРД) с геометрической л=t/Д>2.
Цепи приводные роликовые повышенной точности (тип ПР) имеют предельное отклонение длины отрезка от номинала 0,15%. До шага
t=25.4 мм эти цепи предназначены для применения в цепных передачах при скорости движения цепи до 5 м/с.. С шага t=25.4 мм
цепи типа ПР предназначены преимущественно для работы в условиях масляной ванны при скоростях движения цепи свыше 5 м/с.
Цепи роликовые длиннозвенные (тип ПРД) применяются, в основном, в приводах сельскохозяйственных машин.
Цепи приводные втулочные изготавливаются по шагу t=9.525 мм однорядные (тип ПВ) и двухрядные (типа 2ПВ). Предназначены для
применения в мотоциклах и мотороллерах. Поставляются замкнутым контуром без соединительного и переходного звена.
К числу приводных относятся также зубчатые цепи, которые отличаются высокой кинематической точностью передачи. Ввиду
отсутствия роликов и втулок, а так же благодаря тому, что разрыв одной пластины не приводит к разрыву всего звена, эти цепи
обладают повышенной надежностью. При одном и том же шаге и скорости движения зубчатые цепи могут передавать мощности в более
широком диапазоне, что достигается изменением ширины цепи. Приводные зубчатые цепи должны изготавливаться следующих типов:
1 - Цепи зубчатые с односторонним зацеплением;
2 - Цепи зубчатые с двусторонним зацеплением.
Грузовыми пластинчатыми цепями принято называть простые шарнирные (безвтулочные) короткошаговые цепи (отношение шага к
ширине не более единицы), применяемые, в основном, в грузоподъемных механизмах с ручным и машинным приводом.
По своей конструкции эти цепи делятся на два основных типа: цепи с открытыми валиками, цепи с закрытыми валиками. Звенья
цепей первого типа образуются из четного числа пластин, соединяемых шарнирно валиками. Концы валиков расклепываются или для
облегчения разборки шплинтуются. Такие цепи могут работать как на звездочках, так и на гладких блоках. Звенья цепей второго
типа образуются из пластин, соединяемых гладкими валиками и прикрывающих их полностью. Такие цепи могут работать только на
гладких блоках. Наибольшее распространение в машиностроении получили цепи с открытыми валиками.
|
|